О школе

Здоровый человек! Как мы его себе представляем? Издревле на Руси да и вообще в Европе сложилось традиционное представление о здоровом человеке как о могучем мужчине(конечно, это был он! – воин, атлет, труженик) высокого роста, с атлетическим торсом, бычьей шеей, впечатляющим рельефом мышц.

Из глубины веков запечатленные в памятниках архитектуры, в скульптурах и на живописных полотнах замечательные юноши и зрелые мужи, боги и простые смертные, «по подвигам равные богам», поражают нас мощью и красотой развитого, тренированного тела – стоит только зайти в ленинградский Эрмитаж или в Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, заглянуть в книги по искусству Древней Греции и Рима. Геракл, Давид, Зевс, Аполлон Бельведерский, большой фриз Пергамского алтаря с драматической битвой богов и гигантов... не только вызывают восхищение, но и естественное желание у каждого стать сильным и здоровым.

Не случайно победителям Олимпийских игр в Древней Греции ещё при их жизни ставились на родине памятники , о них слагали стихи и песни!

Несколько иной взгляд на физическое совершенство в странах Востока. Мы не увидим в древней восточной скульптуре или на замечательных картинах японского художника Хокусая атлетов с гипертрофированными мышцами, богатырского телосложения. На нас смотрит вполне упитанные люди, даже с небольшим брюшком. У них атласная кожа, блестящие волосы, улыбка и спокойный, сияющий взгляд...

Кто же он, богатырь Востока? Гибкость, подвижность суставов и сухожилий, пластика движений, познание техники дыхательной гимнастики, усиливающей физическую и умственную деятельность, способность управлять своим телом и волей, удивительные физические способности, ничуть не меньше, чем у героев европейских сказаний. Все подвиги доступны герою, овладевшему гармонией тела и духа!

И на Востоке, и на Западе здоровье всегда относились к одной из важнейших добродетелей человека. Оно всегда способствовало полнокровной, счастливой, творческой, трудовой и умственной деятельности. «В здоровом теле – здоровый дух!» - не стареющая истина. Она не только вечна, но и справедлива для любого уголка мира. Основатель знаменитой шаолиньской школы у-шу, первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма, сын южноиндийского князя, прибывший в Китай четырнадцать веков тому назад, также воспитывал своих учеников по принципу «через совершенство тела к совершенству духа».

Современному человеку об ушу известно по ряду печатных изданий и телепередач. Они не только вызывают интерес, но и порождают все больше вопросов: «Что такое ушу – воинское искусство, спорт, лечебная и оздоровительная гимнастика, психотренинг, философская система?» Это прежде всего путь к совершенствованию личности, к гармонии человека с окружающим миром. Согласно восточной традиции, существует пять путей к совершенству: йога, монаха, мага, анги –йога и воина.

Ушу соответствует пути воина.

Ушу дословно означает «воинское искусство». Возникнув несколько тысячелетий тому назад в результате синтеза системы древней психофизической тренировки цигун и воинских искусств, оно нашло первое применение в военной области. Это и определило его название! Основу цигун (дословно – «работа дыхания» ) составляет приёмы мгновенного расслабления и концентрации, тщательное продумывание каждого упражнения. Согласно преданию, овладение воинским искусством в сочетании с занятиями цигун помогло легендарному Желтому императору Хуанди ( около III тыс. лет до н.э) победить рогатое чудовище.

Воинские искусства зародилось в древнейшие времена как причём охоты и самозащиты от зверей и врагов. Уже тогда по-видимому, человек пришёл к мысли о необходимости не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования. А этого можно достичь только с помощью интенсивных тренировок. Известны древние формы борьбы чиао-ти и танец со щитом и топором кэнчи-ву. Около 250лет до н.э. был популярен воинский спорт джаоли – состязания в стрельбе из лука и скачки на колесницах. Первые стратеги, специалисты по ведению войн, ещё 400 лет назад до н .э. подтверждали важность ушу в создании сильной армии.

Ушу также неразрывно связано и с системами профилактической и лечебной гимнастики. Древнейшая из них известна как 12 упражнений ткачей шелка. Эта профессия требовала величайшего искусства рук и колоссального напряжения физических сил. Для совершенствования работы рук, снятия усталости и её профилактики возник ряд упражнений, которая вместе с секретами профессионального искусства передавались по наследству от отца к сыну. Эти упражнения оказались пригодными для развития навыков во владения оружием и впоследствии трансформировались в боевую школу «восемь кусков парчи».

Лечебные и оздоровительные аспекты ушу составляет неотъемлемую часть народной медицины. В соответствии с китайскими источниками, «овладевший системами ушу повышает защитные свойства организма ...постоянные занятия дают практическое умение в достижении крепкого здоровья и продлевают срок жизни ...тогда человеку не понадобиться целые горшки лекарств».

Величавший врач древности Хуа То(141 – 203 гг.), успешно проводивший трепанацию черепа и показывающий чудеса «оживления людей», на основании наблюдений за повадками животных создал лечебную гимнастику, из которой впоследствии образовались стили ушу: оленя, тигра, медведя, обезьяны и журавля. Со времени сюда добавились стили богомола, змеи, дракона и других животных.

Другой знаменитый врач и философ Ги Хон (284 – 364 гг.) разработал систему дыхательных упражнений «гихон». Его теория «внутренней» и «внешней работы» легли в основу образования «внутренних» и «внешних» школ ушу.

«Внешним» школам свойственно атакующее силовое воздействие на противника. Здесь результат атаки зависит от мускульной силы рук, ног и тела, от скорости удара и длины маха.

«Внутренние» школы характеризуются плавными, медленными движениями, при которых эффект достигается за счёт искусства расслабления и концентрации. Однако и в этих школах , используя чередование расслабления и концентрации, достигаются не меньшее скорость и мощь удара. Именно «внутренние» школы в большей степени владеют искусством управления «внутренней энергией тела».

Это искусство развивается с помощью психофизической тренировки и заключается в создании особого психического состояния (настроя – состояния духа), при котором человек активизирует и мобилизует скрытые возможности организма. Существуют различные методы овладения этим «состоянием духа»: активного гипноза или самогипноза с использованием медитации и посредством прохождения «пути бойца», предусматривающего кроме выполнения обязательных физических упражнений (гимнастических , дыхательных упражнений, спортивных и прикладных приёмов борьбы) соблюдения норм «правильного» поведения, мышления, образа жизни. Процесс обучения и во «внутренних», и во «внешних» школах не сводился только к освоению различных приёмов, а был рассчитан на долгие годы занятий и представлял собой широкую «поведенческую» программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, сов в специальныхершенствование личности.

Опыт психофизического тренинга сохранился в Китае до наших дней. Его методы используются в повседневной жизни – от искусства составления букетов до военно-спортивных состязаний.

История ушу знала и периоды расцвета, и периоды упадка. В эпоху династии Тан (618-907 гг.) ушу было необычайно популярно. Все воины, офицеры и солдаты, перед продвижением в чине должны были проходить проверку на владение искусством ушу. Самым искусным мастерам присваивались титулы «воин храбрости» и «воин ловкости». Во времена династии Сун (960-1279 гг.) ушу стало ещё более многообразным. Появились артистические трюки, распространились театрализованные представления, в ходе которых демонстрировались виртуозные владение оружием и приёмом борьбы с голыми руками против вооруженного противника.

Среди выдающихся мастеров владения мечём в те времена было немало женщин. Одна из них, по имени Юэнью, была приглашена императором во дворец поделиться своим искусством с мужчинами.

Затем в период династии Цин (1644-1911 гг.) простолюдинам было запрещено заниматься ушу и оно ушло в подполье. Образовались различные тайные школы, группы и общества.

Самое широкое распространение ушу получило после образования в 1949 г. Китайской Народной Республики. С первого класса в начальных и средних школах было введено преподавание ушу как обязательной физической подготовки. Причем широкое изучение боевых приемов запрещено. В специальных школах готовят спортсменов ушу. Таких спортивных школ великое множество, изучаемая в них техника очень разнообразна – сотни тысячи приёмов. Действительно, ушу – самый массовый национальный вид физической и спортивной подготовки!

Но рамки ушу не ограничиваются только физкультурой и спортом. С древнейших времен оно неразрывно связано с национальным танцем и театром. Ещё в средние века были разработаны приемы «специального боя». Они сохранились до настоящего времени на сцене китайской оперы и в акробатических выступлениях. Многие движения ушу входят в пластику современных танцевальных драм, в балет и театрализованные представления.

Условно в ушу можно выделить 3 направления: оздоровительное, спортивное и военно-прикладное. Причем каждое последующее направление включает в себя предыдущее как неотъемлемую часть. Поэтому можно образно сказать, что боевое ушу является вершиной громадной горы под названием ушу.

Ушу оздоровительной направленности включает в себя комплексы гимнастических упражнений, базовые движения тела (бедер, рук и ног),упражнения на отработку пластики перемещений, дыхательные упражнения, комплексы массажа и так называемые формальные упражнения - тао, объединяющих все указанные выше составляющие.

Чем же интересна гимнастика ушу? Есть ли у неё какие-либо преимущества по сравнению с европейскими гимнастическими системами?

Главное отличие и преимущество ушу в комплексном воздействии на организм. Гимнастические упражнения школы «Цай» неразрывно сочетает в себе разминочное воздействие на суставы, мышцы и сухожилия с дыхательной гимнастикой, элементами акупрессуры и общего массажа. Поэтому и эффективность этих упражнений существенно выше, чем европейских. В спортивном аспекте гимнастика школы «Цай» также выгодно отличается универсальностью от европейских спортивных единоборств, базирующихся на наборе приемов. Основу спортивного ушу составляют базовые движения, используемые при выполнении самых различных приемов. При этом обеспечивается замечательная вариативность: если прием не проходит на одном базовым движении, непрерывно следует его проведение на другом.

Занятия гимнастикой ушу развивают силу, гибкость, координацию движения, имеют большое оздорофительно-профилактическое значение, оказывает положительное психофизическое воздействие и, что особенно немаловажно, они доступны людям с различным уровнем физической подготовки. Освоение этих гимнастических комплексов и базовых движений помогает также приобрести навыки правильного использования вашей силы при выполнении различной тяжелой работы (типа поднятия, переноса и перекладывания тяжестей), развивает координацию движений и ловкость.

Эти упражнения можно использовать и в качестве производственной гимнастики для снятия усталости и придания бодрости при напряженном умственном и физическом труде, причем большинство из них не требует дополнительного пространства и специальных условий.